Лагерь смерти или парк отдыха?

Человеческая память избирательна. Со временем все плохое забывается, и мы помним только лучшие моменты жизни. Недаром люди с улыбкой вспоминают школьные годы, напрочь выбросив из памяти, полученные когда-то двойки или пинки от одноклассников. Не менее избирательна и память общества, которая состоит из множества воспоминаний отдельных людей. Из нее так же со временем стирается негатив, уходит острота восприятия. И не в этом ли кроется причина того, о чем рассказывает в своем фильме Сергей Лозница?

Документальный фильм «Аустерлиц» вышел на российские экраны в середине апреля. Его премьера была приурочена ко Дню освобождения узников фашистских концентрационных лагерей. Проект затрагивает очень серьезный вопрос и рассказывает, как меняется культура памяти. Работа над фильмом проходила на территории мемориальных комплексов, созданных на месте лагерей смерти Дахау, Аушвиц (Освенцим), Заксенхаузен и др.

Большинство музеев было создано в начале 50-х годов прошлого века. В них в первоначальном виде сохранены бараки, крематории, газовые камеры. Уже тогда люди понимали, как важно донести до потомков память о прошедшей войне и мысль о недопущении подобной трагедии в будущем. И нужно отметить, что на протяжении многих десятилетий это работало. Посещение любого из мемориальных комплексов погружало человека в подавленное состояние и оставляло гнетущее впечатление. Но вместе с тем оно заставляло задуматься об опасности новой войны и необходимости сохранения мира.

Однако в последние годы словно что-то сломалось в общественном сознании! Сегодняшние юноши и девушки воспринимают посещение Дахау или Аушвица, как очередную поездку в парк развлечений. Они не видят ничего зазорного в том, чтобы перекусить бутербродами, позагорать на газоне или сделать селфи в камере смерти. Их не трогают рассказы экскурсоводов о сотнях тысяч замученных в годы Второй мировой войны людей. Не возникает у них и осознания того, что вот здесь, прямо на этом на месте нацистские преступники зверски убивали и взрослых, и детей. Это обстоятельство не может не настораживать здравомыслящих людей.

Нужно отметить, что фильм снят с помощью статичных камер, установленных в различных уголках мемориалов. Он не похож на традиционное документальное кино. В нем нет разворачивающегося действия и героев. Конечно, если не считать таковыми проходящих мимо людей — смеющихся, жующих, целующихся на фоне бараков и крематориев. И невольно возникает мысль: а люди ли они? Не способные ощутить гнетущую ауру этого места, не видящие разницы между экскурсией в лагерь смерти и поездкой в луна-парк, фотографирующиеся возле надписи «Труд освобождает» и тут же выкладывающие фото в Инстаграм. Это люди?!

С момента премьеры фильма «Аустерлиц» прошло немногим больше месяца. Отгремел парад Победы, ознаменовавший семьдесят вторую годовщину разгрома фашизма. Прошел по улицам российских и европейских городов Бессмертный полк, в рядах которого наверняка были и последние оставшиеся в живых узники нацистских концлагерей. Чуть подувяли цветы и венки на могилах, памятниках, мемориалах.

Но споры между психологами, социологами, искусствоведами все не утихают. Кто-то из них говорит о необходимости воспитания в сегодняшних юношах и девушках культуры памяти, умения чувствовать и сопереживать. Другие возлагают вину на экскурсоводов, которые якобы «передавливают» и, заставляя подсознание защищаться, добиваются реакции противоположной ожидаемой. А некоторые и вовсе считают, что время подобных фильмов прошло, а вместе с ним кануло в Лету и время сопереживания событиям, которые 70 лет назад происходили в местах съемок. Кто из них прав, покажет время. И остается только надеяться, что оно у нас есть. Ведь как совершенно справедливо отметил Джордж Сантаяна — кто забывает историю, тот обречен на ее повторение.


Возврат к списку

Сделать заказ или задать вопрос
Ваше имя
Ваш E-mail
Ваш Телефон
Сообщение
Back to Top